- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- «Я был ребёнком врагов народа. Потом стал шпионом. Сейчас экстремист» Люди Байкала
- Пришло решение — продать квартиру и вложить деньги в «Финико» Люди Байкала
- Октябрина молится Такие дела, Москва
- «Люди понимают: эта операция необходима» Люди Байкала
- «Бессмысленно никто не умирает» Люди Байкала
- «Мне было бы легче, если бы Захар спокойно преподавал в школе» Люди Байкала
- «На лодку ложим гроб, садимся, и по шуге плывем» Люди Байкала
- «Нам это решение было как обухом по голове» Люди Байкала
- Очень серый кардинал. Портрет неприметного чекиста, преследующего историка Юрия Дмитриева Проект**
- «Вам что, мяса было мало?! Почему пацана изуродовали?» Люди Байкала
- С пакетом на голове Люди Байкала
- «Вся жизнь прошла в дурдоме» Люди Байкала
- «До этого с травмами я только на манекене работал» Люди Байкала
- Таёжная самоизоляция Люди Байкала
- Фельдшер милосердия Люди Байкала
- «Для них рыба — как наркотик» Люди Байкала
- Кому они нужны такие Такие дела
- Хлеба нет, пусть едят пирожные Такие дела, Москва
«Я был ребёнком врагов народа. Потом стал шпионом. Сейчас экстремист»
Читать материал - победительВсё началось с сообщения о множестве обысков в домах у Свидетелей Иеговы в Иркутске, которые произошли в один день, 4 октября 2021-го года. Я решила заняться этой темой, тем более, что были сообщения не только об обысках, но и пытках. Искать жертв было трудно, знакомые Свидетели говорили, что мне ничего не расскажут, что все сидят по своим домам. Связаться удалось только через Европейский центр Свидетелей Иеговы. Но с февраля работа над материалом замедлилась, всё сосредоточилось на войне и протестах.
А потом, когда нас задержали в Иркутске и нам пришлось уехать из России, я решила взяться за эту тему снова. Сначала показалось, что про неё уже очень много написано, и надо бросать. Но я долго думала и повернула всё в другую сторону. Про тех, у кого проходили обыски и пытки, осталось немного, зато я нашла семью, которая переживает преследования больше 70 лет, и построила повествование вокруг них.
Мне было интересно отношение этих людей к тому, что с ними происходит, как главный герой, Василий Калин, воспринимает преследования. Он говорит, что Бог дал им одновременно и испытание, и возможность, потому что теперь они могут проповедовать следователям, прокурорам, судьям. А они воспринимают свои выступления на судах именно так. Это очень необычные люди, которые живут по своим внутренним законам.
Мы привыкли, что Свидетели Иеговы много проповедуют, и я всё время ждала, когда и мне попробуют что-то рассказать. И этот момент настал в самом конце разговоров с Василием, когда он предложил мне изучить Библию. А ещё меня интересовал вопрос, почему власть так жестоко и настойчиво их преследует. И кажется, я нашла ответ. Это следствие параноидального страха власти перед любыми независимыми сущностями.
Когда мы в очередной раз приехали в дом к людям, которых пытали, у которых выломали дверь и повредили половое покрытие, там было два маленьких ребёнка, мальчик и девочка, и у них была большая игрушечная экспозиция из фигурок, с домами и фермами. Это всё для детей сделал один из верующих. И вся съёмка была проведена у них в доме. А потом, когда я сказала фотографу, что этих людей, которых мы долго снимали и на видео, и на фото, в новой версии текста практически не упомянут, то, чтобы выйти из ситуации он сделал из фигурок историю.
Герои текста были, конечно, очень благодарны за материал, хотя им не всё в нём понравилось, какие-то откровенные рассказы о том, что с ними произошло, они не хотели видеть. А в комментариях в ленте люди говорили, что «сколько можно про них читать, они всем уже надоели», то есть повторяли именно те вещи, на которых власть и играет. Свидетели Иеговы – жертвы, которых не всегда жалко, идеальные враги, к которым обыватели часто относятся с недоверием. Но другой реакции я и не ожидала, мне было важно просто высказать свою позицию, написать, что я об этом думаю, и с чем я не согласна.