RU
Что будем искать?
  • Лилия Яппарова
    Лилия Яппарова
Лилия Яппарова
Интервью

Вы — враги Отечества, и вас нужно вешать на столбах

Читать материал - победитель

Все лето Министерство юстиции объявляло новых «иноагентов» и «нежелательных» регулярно, не снижая темпа. Но занятые разгромом независимых медиа ведомства (а это не только Минюст, но и прокуратура, Росфинмониторинг, ФСБ) в какой-то момент достигли такого уровня кооперации и одновременно жестокости, что стало понятно: решения принимаются где-то еще выше, централизованно. И рассказывать о кампании против «иноагентов» как о череде трагических случайностей больше нельзя — нужно попытаться рассмотреть контуры той большой репрессивной системы, которая уже начинает работать.
Оказалось, что в эту систему вовлечено множество ведомств и общественных институтов, а потому и много людей, прежде вполне лояльных, но всех этих новых фишек с «врагами народа» не принявших. С ними и удалось поговорить: например, один из таких собеседников — тесно работающий с органами власти общественник — в сердцах даже назвал происходящее «временем негодяев». Эта формулировка в материал не вошла, но общее настроение в ней схвачено верно.
Не стала я цитировать и одну из ключевых вещей из интервью Александра Ионова — это активист, после жалоб которого в реестр Минюста попали «Медуза» и «Важные истории». Объясняя свою странную одержимость иноагентами и доносами на них, Ионов сказал так: «Это мой способ остаться в истории». Мне тогда показалось, что активист говорит правду — и что эта его формулировка происходит из тех закоулков человеческой психики, которые я в своем тексте изучать не хочу.
К середине работы над материалом стало казаться, что я зачем-то — назло себе и вопреки всякому здравому смыслу — тыкаю палкой в осиное гнездо. Вместо ответа на вопрос мы получали угрозу судом; вместо деловой переписки в вотсапе — иносказательные обещания довести редакцию до закрытия; вместо официального комментария — издевательские посты в телеграме. Вероятно, на некоторое время это станет новой нормой общения с журналистами в России. Надеюсь, что это «некоторое время» истечет достаточно скоро.