RU
Что будем искать?
Андрей Захаров*
Интервью

В недрах «фабрики троллей» вырос крупнейший в России медиахолдинг

Читать материал - победитель

«Изначально мы занимались СМИ, выросшими из «фабрики троллей», параллельно, работая в разных изданиях: Андрей отвечал за деловой блок в петербургской «Фонтанке», Полина – в РБК, в должности редактора отдела технологий и медиа. В конце 2016 года мы стали вместе работать в журнале РБК, поэтому вполне логично было реализовать эту историю общими усилиями.

Все знали, что такое «фабрика троллей», почти никто не знал о существовании её нового направления – эдакой машины СМИ, где работают свыше 200 человек (это почти сопоставимо с самой «фабрикой троллей»). Более 15 медийных ресурсов, которые работают слаженно, освещают «правильную» повестку и поддерживают друг друга в нужных новостях. Мы решили понять, как работает вся эта машина, для простоты понимания назвав ее «фабрикой медиа».

Оказалось, что многочисленные расследования наших коллег не научили «троллей» прятать свои «уши»: какие-то СМИ связаны общим IP-адресом, другие – по одному номеру сервисов Google, третьи – по адресу регистрации. Впрочем, некоторый урок «фабричные менеджеры» всё же извлекли: чтобы получить интересующую нас информацию, приходилось представляться то почтальоном, то сотрудником надзорного органа, то рекламодателем. Основная фактура для текста требовала «внедрения» внутрь: поиск приближëнных к руководству людей и сбор достоверной информации с последующими подтверждениями занял большую часть времени в ходе подготовки материала.

Реакция на расследование была бурной: политтусовка, как и наши коллеги по цеху, разделились. Пока одни обвиняли нас в «заказухе», другие попросту не верили, что у ресурсов «фабрики» действительно такая посещаемость – более 36 млн пользователей в месяц. Такой цифрой в сфере медиа сегодня вообще мало кто может похвастать. Да, приоритеты разные: топовым федеральным ресурсам важны бренд, лицо, репутация, а ресурсам «фабрики медиа» нужны пока исключительно метрики – посещаемость, цитируемость. Оказалось, что для такого подхода волшебным средством стали обменные сети (из них – основной трафик), и другой вопрос, что пользователи, пришедшие из сетей, по сути являются случайными: посмотрел новость – и даже не запомнил название портала. Но это, возможно, будет уже другая глава «фабрики», исход которой совсем неочевиден. И вероятно, наше расследование и премия «Редколлегия» как профессиональное признание усложнят махине «правильных» СМИ этот путь».