RU
Что будем искать?
Тимофей Бутенко
Интервью

Умереть по средствам: с какими зарплатами региональные силовики, врачи, учителя и деятели культуры становятся банкротами (и сколько их таких)

Читать материал - победитель

Тимофей Бутенко: Когда речь заходит о банкротстве физических лиц, часто можно услышать такие отзывы: сами виноваты, набрали кредитов, живут не по средствам, понтуются, а потом еще и «кидают» государство (банки, прочих кредиторов) на деньги. Лично меня, как счастливого обладателя ипотеки и еще парочки потребительских кредитов, такое отношение к проблеме сильно расстраивает. Исследования, проведенные нами при помощи картотеки арбитражных производств, указывают на то, что основная масса людей-банкротов – это вовсе не мошенники или бездельники, решившие «кинуть» банки на деньги. На самом деле, это добросовестные плательщики, которые были более-менее уверены в завтрашнем дне, но, в силу определенного стечения обстоятельств, оказались НА завтрашнем дне.

Этот материал – один из серии, посвященной темным сторонам пресловутой стабильности, на которую многие продолжают молиться в регионе. Уже более года наше издание работает над этой темой с общим названием «Область банкротства». Речь идет о банкротстве как предприятий, так и физических лиц. Мы собираем информацию о несостоятельности организаций и жителей, обобщаем ее, анализируем и делаем неутешительный вывод – в стране, «встающей с колен», отдельно взятая Саратовская область все ниже погружается на финансовое дно (кстати, у власти в этом плане дела обстоят не лучше – уже длительное время госдолг Саратовской области остается на уровне 48 миллиардов рублей, а чиновники его старательно обслуживают).

В данном случае поводом для исследования стала нашумевшая песня о долгах, записанная судебными приставами Иркутской области. Ну, помните, там такие слова были: «С долгами жить нельзя, с долгами жизни нет. Оплачивай счета своевременно…» и так далее. Женщины в форме очень навязчиво втолковывали людям, как те должны жить. Композиция, призванная пропагандировать жизнь по средствам, вызвала праведный гнев населения страны (спустя пару дней, приставам пришлось закрыть возможность комментирования ролика с песней, выложенного на видеохостинге youtube — слишком много нового сотрудники УФССП узнали о себе за это время).

Так, у кого-то возмущение по поводу «творчества» приставов материализовалось в гневные комментарии и посты в соцсетях. А у меня возникло непреодолимое желание глубже копнуть тему с долгами. Раньше мы уже готовили большой обзорный материал, посвященный саратовским банкротам — https://nversia.ru/news/oni-bankroty-chto-zastavlyaet-saratovcev-opuskatsya-na-finansovoe-dno-i-kak-im-tam-zhivetsya/. Тогда я узнал, что это – пугливые, забитые жизнью люди, обитающие в основном в разрушающихся халупах и сторонящиеся журналистов. Они брали кредиты на то, чтобы, например, сделать ремонт в квартире, которую весной всё равно затопит талым снегом из-за наплевательского отношения властей и управляющей компании к содержанию жилья. Были и случаи, когда слезы наворачивались: это связано с болезнью родственников (особенно детей) будущих банкротов, когда траты на «бесплатную медицину» вгоняли их в страшные долги. Но всех этих людей объединяло одно – нестабильная ситуация на рынке труда. Грубо говоря, сегодня у тебя есть работа и долги, на выплату которых ты работаешь. А завтра из этой замечательной схемы выпадает работа. И начинается ад.

Но ведь так, по идее, не должно быть у бюджетников. У тех, кто за растиражированную стабильность готов костьми лечь — пойти на всевозможные провластные сборища, вроде ура-митингов и прочих полков-шествий. Тех, кто «делает» выборы в стране. Тех, кто повязан «фейковой медициной», палочной системой, воспитанием нового поколения рабов (зачеркнуто) героев… Вот этих деятелей мы и проверили, вычленив бюджетные профессии из общей массы банкротов. И результат оказался печальным. Ну а в качестве бонуса получилась реальная статистика по заработным платам обслуживающего власть персонала. Тут все выглядит еще более плачевно.

Работа над этим материалом оказалась довольно сложной не только из-за огромного количества информации, которую пришлось обработать. Куда тяжелее понимать, что все это – совсем рядом. Каждый день это касается не только тысяч жителей региона, но и тебя лично. Например, среди банкротов я обнаружил своего учителя из родной школы. Многие близкие, после того, как была опубликована серия материалов, обращались с вопросами о том, как можно себя обанкротить, потому что они тоже уже на грани! Это стало неприятной неожиданностью. А еще более неприятно то, что я легко представляю и себя на этом месте…

Думаю, что многие становятся жертвами мифа о стабильности. Я вот теперь все время вспоминаю историю, связанную с моим близким родственником. В январе 2018 года он подвозил меня поздно вечером со встречи с полицейским, осужденным за избиение задержанного. И по дороге домой родственник откровенно заявил: знаешь, я буду голосовать за Путина, потому что я знаю ужасы, связанные с нестабильной обстановкой в стране, когда не знаешь, что будет завтра. «Сейчас я пошел и купил супруге шубу, сделал ремонт в квартире, купил монитор. Да, в кредит, но раньше я бы такого себе позволить не смог». Тут все доводы разбивались о слова про «стабильность». А потом были выборы. Через несколько месяцев родственник позвонил мне и рассказал о сокращениях на работе, о неполном рабочем дне. Потом – про то, что не знает, что будет завтра. Еще чуть позже он стал рассказывать, как на купленном в кредит мониторе начал смотреть ролики из youtube с Навальным. Стал возмущаться тому, что творится в стране. Так вот, хотелось бы, чтобы люди осознавали реальное положение дел до того, как суровая стабильность коснется их самих.