- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- Стирая «Рубеж» 7х7
- «Стрелять никто не хочет, но людей могут довести». Как в Архангельской области сражаются против московского мусора The insider*
- Эко-партизаны. Конфликт вокруг полигона для московского мусора в Шиесе перешел в горячую фазу МБХ Медиа**
- Нам от нефти — ничего, одни проблемы. Как сейсморазведка на Севере России разрушает хрупкую природу и жизнь людей Greenpeace
- Три беды Анатолия Смилингиса 7Х7
- Жизнь до и во время нефти 7x7, Республика Коми
- Уголь. Дрожь земли 7x7
Стирая «Рубеж»
Читать материал - победитель«Написать материал о «Рубеже Севера» меня сподвигло, во-первых, то, что в конце прошлого года эта националистическая организация была ликвидирована, а во-вторых, то, что история очень поучительная. С одной стороны, это был местный материал, с которым я была хорошо знакома: большинство событий, связанных с «рубежистами», происходило в Сыктывкаре, поэтому я знала где и что искать, у кого брать комментарии. С другой стороны, эта история совершенно не уникальна и легко экстраполируется как на другие регионы, так и на то, что происходило с разными националистическими движениями федерального масштаба.
Суть в том, что в 2008 году власти республики решили заменить независимых националистов на «ручных нациков». И у них довольно неплохо это получилось. После жалобы Игоря Сажина из Коми правозащитной комиссии «Мемориал» местного независимого националиста Юрия Екишева посадили, чего правозащитник совсем не ожидал. А на место Екишева пришел очень договороспособный и активный человек – Алексей Колегов, и появилась националистическая организация «Рубеж Севера».
Довольно быстро стало понятно, что они выполняют правительственные задания: нападают на правозащитников, срывают митинги оппозиции и дискредитируют гражданские акции. Все вокруг знали, что они управляемы, об этом говорили без тени сомнения. О каких-то случаях, которые доказывали подконтрольность националистов властям, писали местные независимые СМИ. Но не было материала, который собрал бы все эти эпизоды воедино, дал бы цельную картину того, как происходит взаимодействие националистов с властью и к чему оно приводит, рассказал бы, как люди, не раз убеждавшиеся в своей безнаказанности, вдруг оказываются на скамье подсудимых.
Националистов использовали и от них отказались, когда нужда в них отпала. А вскоре после этого арестовали губернатора Гайзера, начальника управления информации администрации главы и правительства Коми Павла Марущака, который, как полагают, был автором проекта с «ручными нациками», и почти все правительство республики. Я не вижу за этим какой-то высшей справедливости, хотя, казалось бы, вот одних злодеев наказали, а вот других. Для меня это, скорее, жутковатая история про то, как система начинает поедать саму себя.
Удивительно, но после того как материал вышел, у меня возникла продолжительная и довольно интеллигентная переписка в соцсетях с бывшими членами «Рубежа Севера». Мне было странно видеть их где-то нейтральную, а где-то даже положительную реакцию на материал – особой симпатии к националистам и к их деяниям там не было. Они мне рассказывали, например, про то, что жертв акции «Оккупай педофиляй» чаще всего ловили не на детей, а на вполне половозрелых юношей и девушек, и очень сокрушались, что их организация вообще в эту акцию ввязалась. Уже после ареста Колегова они пытались переформатировать организацию, но это ее не спасло».