RU
Что будем искать?
  • Роман Шлейнов*
    Роман Шлейнов*
Роман Шлейнов*
Интервью

Секретный яд: отравление Навального и единственное в России дело об убийстве «Новичком». Расследование публикуется совместно с «Новой газетой».

Читать материал - победитель

Убийства или покушения на убийство беглых сотрудников российских спецслужб за рубежом воспринимались как что-то страшное, но хотя бы объяснимое. Безусловно, это не оправдание, но в разное время другие вполне демократические страны нечто подобное предпринимали не на своей территории – устраняли террористов, ученых, обладателей какой-то критически важной информации, или даже иностранных политических лидеров.

Но в случае с Алексеем Навальным речь идёт о другом. У нас внутри страны, возможно, принимаются решения о внесудебных расправах над оппозиционными лидерами с использованием отравляющих веществ.

После ситуации с Алексеем, мы вновь вспомнили о материалах уголовного дела 1995-го года – об убийстве банкира Ивана Кивелиди и его секретаря Зары Исмаиловой. У нас есть материалы этого старого дела. Мы начали сопоставлять действия властей тогда и сейчас. И поняли, что громкие заявления наших чиновников после отравления Алексея Навального просто не имеют смысла. В 95-ом году после того, как банкир Кивелиди и его секретарь внезапно оказались в коме, было моментально возбуждено уголовное дело, хотя ничего еще не было известно об отравляющем веществе. Сведений от родственников вполне хватило, чтобы государство начало разбираться в ситуации.

Прошло несколько лет, за которые к власти пришёл Владимир Путин. И у них что-то изменилось в голове. Внезапная малообъяснимая смерть политика – уже перестала быть поводом, чтобы моментально начать следствие. Я говорю о ситуации с Юрием Щекочихиным, заместителем главного редактора «Новой Газеты», депутатом Государственной Думы, который умер при странных обстоятельствах. Это не привело ни к какому быстрому расследованию. Хотя до внезапной смерти ему поступали угрозы, а парламентские партии требовали возбудить уголовное дело по поводу этой непонятной смерти. В итоге дело возбудили спустя пять лет, когда искать что-либо было уже бесполезно.

Алексей Навальный внезапно впадает в кому в самолёте, ни родственники, ни знакомые, ни врачи, которые с ним работают годами, не видят естественных причин для такого его состояния. А государство отказывается расследовать.

Идут только оправдания чиновников, что для возбуждения дела «нужно сначала найти вещество», что «яд в организме не найден». Ничего этого российским властям было не нужно в 95-ом году, чтобы начать расследование по поводу отравления банкира Кивелиди. При этом пропагандистская машина запущена на полную мощность, и прогосударственные эксперты делают заявления, которые опровергаются даже при помощи учебника, изданного под руководством российского минобороны.

Абсурдные заявления и действия властей после того, как Алексей Навальный впал в кому, наводят на мысль, что ситуация с ним не случайна. Если государство так неумело оправдывается, возникают большие сомнения в том, что оно или отдельные его представители к этому не причастны.

Никаких опасений с нашей стороны по поводу публикации не было. К сожалению, российский президент не чувствует никакой ответственности за то, что в последнее время происходит с лидерами оппозиции и его критиками. Не видит тенденции в убийствах, нападениях и травле. Это нам подтвердил и его пресс-секретарь.