- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- Платформа для Путина, Сноудена и Маска Meduza*
- Дело Марины Раковой и Сергея Зуева казалось атакой государства на либералов и Шанинку. Как выяснила «Медуза», за ним стоит передел многомиллиардного рынка школьных учебников Meduza*
- Мы соберем осколки. Мы сделаем еще лучше. Как разваливается Natura Siberica после смерти основателя Андрея Трубникова Meduza*
- Лох возрожденный Meduza*
- «Вы развязываете войну». Как федеральная власть пытается успокоить протесты в Хабаровске Meduza*
- Как «Роснефть» спряталась за владельцами газеты «Ведомости» The Bell (совместное расследование The Bell, Meduza*, Forbes и «Ведомостей»)
- Очень плохие бизнесмены. Как интернет, пропаганда и амбиции Константина Эрнста сделали глубоко убыточным Первый канал — и что с ним теперь будет Meduza*
- Кто заработал на благоустройстве российских городов. На программу за два года потрачено более 100 млрд рублей Ведомости
- Сергиев Посад может превратиться в православный Ватикан за 140 млрд рублей. РПЦ просит Путина поддержать концепцию превращения города в столицу православия Ведомости
- Почему Хотин потерпел фиаско. Банк «Югра» кредитовал бизнес Алексея Хотина на деньги вкладчиков Ведомости
- Реконструкция на 100 млрд рублей. Как изменится ВДНХ Ведомости
- Компания Евгения Пригожина заключила нефтяную сделку с Сирией The Bell, Москва
- Корзинки под запретом: чиновники отказываются от новогодних подарков The Bell, Москва
- Кому санкции. Кого из бизнесменов США могут признать близкими к Кремлю The Bell
- «Подключашки» для водителей: как работает система «Яндекс.Такси» Republic, Москва
- От Медведева до Ролдугина. Как устроены и что скрывают некоммерческие фонды Republic, Москва
- С вещами на выход. Как «Роснефть» расстается с сотрудниками? Republic, Москва
- Брать или не брать. Могут ли театры прожить без денег от государства Republic, Москва
- Деревенский автобан. Как дороги к резиденции Медведева построили за государственный счет? Republic, Москва
- Багги для Кадырова. Как предприниматель из Фрязино стал партнером чеченских силовиков Republic, Москва
- Спецназ Кадырова. Кто стоит за центром, который тренирует контрактников в Чечне Republic, Москва
- Судьба губернатора. Инструкция по выживанию для глав российских регионов Republic, Москва
- Сталин, план Даллеса и святая Русь. Чему научит студентов возрожденное общество «Знание» Republic, Москва
- Лечись, но не сейчас. Как в России продают лекарства от рака? Republic, Москва
- Почему в Москве подорожали лекарства от рака? Republic
- Потерянные самолеты. Настоящая история банкротства «Трансаэро» Republic
Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги
Читать материал - победительБольше года назад я была на одном студенческом хакатоне, где одна из команд анализировала количество «мусорных» научных публикаций у отдельных вузов. «Мусорные» публикации в науке чем-то похожи на то, как накручивают новостные сюжеты, чтобы вывести их в топ «Яндекса». Есть качественные научные статьи, но это долго и трудозатратно: нужно провести исследование, получить результаты, подготовить статью, пройти «слепое» рецензирование. А можно заплатить от 20 тыс. руб. и опубликовать исследование любого качества.
Оказалось, что российские вузы увлеклись этим с того момента, как была запущена госпрограмма «5-100». В одном из президентских майских указов 2012 года была задача: чтобы российские вузы вошли в топ-100 мировых вузовских рейтингов.
На выделялось около 8 млрд в год, деньги делил 21 вуз. Тогда никто толком не понимал, что делать, чтобы за 8 лет к 2020 году вообще куда-то попасть, и дальше начали появляться разнообразные накрутки.
История выглядела стройной, но было мало данных, на хакатоне рассматривали только часть вузов, нужно было углубляться в наукометрию, а там были свои специфические и совсем незнакомые мне на тот момент инструменты.
Спустя некоторое время я нашла наукометристов, которые согласились мне помочь. Я узнала, что накручивать рейтинги можно не только «мусорными» публикациями, но и «заочными» конференциями, а еще можно покупать места в списке соавторов, и это целый отдельный бизнес.
Потом был период, когда я не успевала вернуться к этой теме, потому что было много новостной текучки, постоянно кого-то арестовывали или нужно было сдавать другие тексты. Но в июле наступило относительное затишье, и я решила, что надо, наконец, доделать эту историю, с которой я уже больше года живу.
Написать мне ее помогли Иван Стерлигов, директор наукометрического центра НИУ-ВШЭ, Денис Косяков, замдиректора Научно-технической библиотеки сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН) и эксперт по библиометрии Web of Science Павел Касьянов.
Спасибо редактору отдела расследований Бэле Ляув и шеф-редактору газеты Дмитрию Симакову за то, что одобрили эту идею и отредактировали текст со всей дотошностью, как умеют только «Ведомости». А еще – digital-директору «Ведомостей» Сергею Паранько за то, что помог визуально оформить эту историю.