- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- «Я был ребёнком врагов народа. Потом стал шпионом. Сейчас экстремист» Люди Байкала
- Пришло решение — продать квартиру и вложить деньги в «Финико» Люди Байкала
- Октябрина молится Такие дела, Москва
- «Люди понимают: эта операция необходима» Люди Байкала
- «Бессмысленно никто не умирает» Люди Байкала
- «Мне было бы легче, если бы Захар спокойно преподавал в школе» Люди Байкала
- «На лодку ложим гроб, садимся, и по шуге плывем» Люди Байкала
- «Нам это решение было как обухом по голове» Люди Байкала
- Очень серый кардинал. Портрет неприметного чекиста, преследующего историка Юрия Дмитриева Проект**
- «Вам что, мяса было мало?! Почему пацана изуродовали?» Люди Байкала
- С пакетом на голове Люди Байкала
- «Вся жизнь прошла в дурдоме» Люди Байкала
- «До этого с травмами я только на манекене работал» Люди Байкала
- Таёжная самоизоляция Люди Байкала
- Фельдшер милосердия Люди Байкала
- «Для них рыба — как наркотик» Люди Байкала
- Кому они нужны такие Такие дела
- Хлеба нет, пусть едят пирожные Такие дела, Москва
Пришло решение — продать квартиру и вложить деньги в «Финико»
Читать материал - победительВ декабре прошлого года водитель, который иногда подвозит моего сына после тренировки, много говорил, что есть такая компания «Финико», и знакомые туда вкладываются, потом получают деньги, и он тоже подумывает вложиться. Я ему сказала, что это рискованное вложение, и мы перестали об этом говорить. А летом он перестал отвечать на звонки, и мы поняли, что он водителем больше не подрабатывает. Как я узнала потом, он взял кредит в полмиллиона рублей и вложил в «Финико». Как ему казалось, так он обеспечил себе и своей семье гарантированный доход. Но потом он снова начал подрабатывать. Деньги он просто потерял: они с женой вышли из банка, отдали их незнакомому человеку и больше не видели. Так я этим и заинтересовалась.
Историй, роликов, семинаров и других материалов было очень много. Сложнее всего оказалось разобраться в глубинных процессах, понять, почему это происходит, и виноваты ли сами вкладчики. Я изучала судебные решения по «антипирамидальной» статье, исследования по «пирамидам», инструкции для сотрудников правоохранительных органов.
Но больше всего мне запомнилась история женщины по имени Валентина, из Перми. Она рассказал, что её мама продала дом, чтобы сама Валентина купила квартиру своему сыну. А она вложила и эти средства, и ещё дополнительный кредит в «Финико». И Валентина рассказывала, что не знает, как жить дальше, как признаться матери и сыновьям. Другая семья, из Сахалина, с тремя маленькими детьми, продала квартиру, вложилась в «Финико», а сейчас им не на что жить.
Когда люди теряют последнее – это очень тяжело. При этом многие говорили, что не пойдут в полицию, да это и невозможно: они отдавали деньги из рук в руки, без расписок. Кроме того, многим неприятно вспоминать случившееся. Признаться, что ты так ошибся тяжело, чувствуешь, что ты какой-то «не такой».
В процессе работы над текстом многие говорили, что в произошедшем виноват не только основатель «Финико», но и «лидеры», которые вовлекали множество людей, особенно много пенсионеров, которые не вполне отвечают за свои действия. И сейчас сразу несколько этих «лидеров» оказались в СИЗО. Кроме того, в розыск объявлены остальные со-основатели «Финико».
Многие люди, слышавшие про эту историю, высказывались в духе « а чего вы хотите? Вы сами отнесли деньги, вы сами виноваты!». И я взялась за материал, потому что меня такая идея не устраивает. Дело не только в людях, их инфантильности или «желании халявы», о которой часто говорят. В материале я высказал свою точку зрения: государство тоже должно взять ответственность за случившееся.
В 16-ом году был принят закон, давший полиции полномочии не дожидаться, когда людей обманут на большие суммы, а по самому факту создания «пирамиды» возбуждать уголовное дело. Но осуждённых по таким делам – единицы на всю страну. Правоохранительные органы не торопятся, даже если идёт массированная реклама «пирамиды». Поэтому, стоит одной «пирамиде» закончится, тут же появляется другая.