RU
Что будем искать?
Виктор Дереза
Интервью

Поставить крест на прежней жизни. Как Олимпиада изменила жизнь старообрядцев

Читать материал - победитель

Началось всё с того, что я совершенно случайно написал статью о молоканах – это такое христианское течение, и подумал, что есть ещё старообрядцы, но тогда заниматься темой не стал.  А позже вспомнил,  что у нас в Сочи, в Олимпийском парке есть старообрядческое кладбище, о котором, наверное, вообще никто не знает, что это и откуда? Я решил, что история кладбища совсем рядом с олимпийским стадионом, может быть интересна. И вообще – откуда старообрядцы в Сочи в Адлере? При слове «старообрядцы» все обычно представляют себе бородатых людей в покосившихся избушках в заснеженной Сибири, а вовсе не на берегу моря под пальмами. В общем, мне стало интересно в этом разобраться, в том числе и для себя.

Я боялся, что они окажутся очень архаичными ребятами, которые не захотят идти на контакт. Я поехал с девушкой-фотографом, и наводил справки, а что будет, если они увидят девушку с джинсах, захотят ли они общаться. Но выяснилось, что это абсолютно нармальные, вполне современные люди, хотя и действительно с бородами. Очень запомнилось, что они все очень позитивные, от общения с ними даже настроение поднялось. Священник отец Артемий сказал,  что они не стесняются того, что они старообрядцы, идут на контакт и считают, что у них есть что-то, о чём они могут рассказать и передать другим людям. И мне действительно показалось, что у них есть какая-то харизма и внутренняя энергия, какая-то «русскость», которая обычно сохраняется только в преданиях.

Власти на мой текст никак не отреагировали, но сейчас у них со старообрядцами отношения стали лучше: они находят общий язык, встречаются. Не знаю, насколько лишнее внимание повлияло на их проблемы. А отец Артемий мне звонил. Увидев звонок, я подумал: сейчас окажется, что там всё плохо и не так. А он, наоборот, сказал, что удалось передать главное, что они хотели сказать.

Я бы хотел упомянуть неоценимую роль редактора этого текста, главного редактора «Таких Дел» Насти Лотарёвой. Она потратила немало времени и нервов, помогая работать над материалом. И хотел добавить следующее. Может показаться, что я излишне зациклен на теме религии: был текст о молоканах, теперь о старообрядцах. Но это не так. Я писал про масонские ложи, христианские общины, про маленькие населённые пункты, в которых никто не верит и которые предоставлены сами себе, про движение «граждан СССР». Это всё – замкнутые группы людей, которые интересно исследовать. У меня нет цели писать про религию, у меня есть цель писать про людей и для людей.