- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- Секс, ложь и видео Важные истории**, Агентство
- ВИЧ как злодейство База
- Не все в белом. Репортаж о том, как опасные люди попадают в медицинские профессии Проект**
Образовательный ценз. Исследование о том, кто учит российскую молодежь
Читать материал - победительЯ занималась для «Проекта» одной университетской темой, которая по разным причинам не получилась. Но через пару недель мне позвонил Роман Баданин, и предложил сделать исследование совместно с тремя соавторами из DOXA.
Больше всего времени и сил мы потратили на составление базы данных, из которой затем создали текст. Изучать биографии непубличных менеджеров вузов, особенно проректоров по безопасности, многие из которых связаны с силовыми структурами, было непросто. За день до публикации пришли с обысками к ребятам из DOXA. Сначала эту новость от соавтора восприняла как шутку. Я не понимала, зачем к студенческому изданию приходят люди в масках.
Наверное, это было очень наивно, но я ещё могла ожидать того, что силовики заинтересуются Романом Аниным из «Важных историй», но не могла подумать, что придут за DOXA. В итоге я заканчивала текст почти одна, потому что мои соавторы побежали помогать своим друзьям в суде, а потом приводить в порядок офис после обысков. Только ближе к ночи они вернулись к материалу.
Меня удивила реакция некоторых университетов, куда мы отправляли запросы. Например, в ЮФУ мы нашли случай, когда проректор по воспитательной работе вызывал студентов к себе на разговор после митингов. Мы связались с одним их этих учащихся и написали в университет, чтобы уточнить, правда ли такой инцидент имел место. И нам ответили, что инцидент действительно был, но проректор не вызывал студентов, а «приглашал», и они могли отказаться. Причём, по их словам, эти разговоры якобы никак не были связаны с политической активностью, а просто напоминали студентам, что незаконно ходить на несанкционированные митинги. В вузе добавили, что беседу решили провести после письма от УМВД по Ростову-на-Дону. Поразило, как спокойно они отвечают, что всё это действительно было, как будто не понимают, что оказали давление на учащихся.
Я закончила вуз недавно, в 2020 году. У нас на журфаке МГУ тоже были случаи политического давления на студентов. Например, моих однокурсниц Фаризу Дударову и Марину Ким, которые организовали сбор подписей за освобождение Азата Мифтахова, хотели отчислить. И только благодаря огласке они смогли спокойно сдать экзамены и закончили университет. Тогда же позвали вести лекцию по журналистской этике телеведущего Дмитрия Киселева. А на наш четвёртый курс пригласили прокурора «московского дела» Анастасию Звереву.
Подобные инциденты и менеджеры университетов, получившие свои должности благодаря партии “Единая Россия” или связи с властью, не помогут российским вузам попасть в мировые рейтинги. Тем более, когда некоторые ректоры попались на списывании диссертаций и продолжают возглавлять университеты.