RU
Что будем искать?
Интервью

Несменяемее Путина

Читать материал - победитель

Рассказать о главных юристах Кремля мне предложила в августе 2019 года Таисия Бекбулатова для своего нового медиапроекта «Холод». Герои этого текста –  загадочные персонажи кремлевского закулисья. Как редактируют законы, и кто управляет «бешеным принтером» при отсутствии официального лоббизма в России – ответы на эти вопросы, по словам одного из моих собеседников, хранятся в администрации президента за семью печатями.

Первое, на что я обратила внимание, когда стала собирать информацию о Ларисе Брычевой – она возглавляла Государственно-правовое управление (ГПУ) президента и при Ельцине, и при Путине, и при Медведеве, и потом опять при Путине. Рекордный срок, в России нет другого важного чиновника, который работает с 90-х годов на одном посту, тем более в Кремле. Мы поняли, что это ключ: разобраться в феномене несменяемости главы ГПУ и ее влиянии  на правовую систему страны.

Не менее интригующей оказалась история ее предшественника Руслана Орехова. Так профайл аппаратчиков превратился в эпос.

На поиск источников и сбор пазла ушло полгода. Я сдала текст в январе 2020 года, но в этот момент Путин объявил о поправках в Конституцию. Мы решили досмотреть, как всё пойдёт и чем закончится. А когда показалось, что всё готово, арестовали по обвинению в госизмене нашего коллегу журналиста Ивана Сафронова и начались новые жесткие события, которые заставили нас еще внимательнее разобраться в законодательных нормах, созданных при участии ГПУ, и их последствиях.

В итоге, публикацию мы решили отложить до новой волны активности принтера. И депутаты превзошли наши ожидания – сейчас тема еще более актуальна, чем когда мы ее задумали больше года назад.

Эрнст Неизвестный в конце перестройки описал обитателей серого здания ЦК на Старой площади в Москве как «красненьких», партийных начальников, и «зелененьких» – воплощающих их желания специалистов, «тратящих свой, часто незаурядный ум и талант на эту страшную игру в бисер». В том же здании сейчас находится администрация президента и подъезд ГПУ.

В «Холоде», по формату, нужно рассказывать захватывающие истории. Если это удалось, то благодаря доверию собеседников и профессионализму коллег: идеологу и участнику лонгрида Таисии Бекбулатовой, редактору Александру Горбачеву, который ювелирно сократил текст, а потом доводил его в диалоге со мной пару месяцев, и Михаилу Зеленскому, который провел фактчекинг и добавил важные детали. Для меня это классный опыт командной работы.