- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- Немчик родился Codaru.com
- «Все ошибки, какие можно, сделаны» Радио Свобода*
- «С земли сдирают кожу». Климатический апартеид на юге России Радио Свобода*
- «Дойка», браконьеры и ФСБ. Как устроен рынок черной икры в России Радио Свобода*
- Память Новочеркасска Coda.ru
- Ворота на замке Такие дела
- «Рвануло так, что слышно было в 10 километрах отсюда» Coda.ru
- Вниз по мертвой реке Coda.ru
- «Таких оптимистичных историков мы и ставим к стенке» Coda.ru
- Отравление в Таганроге: версии защиты Coda.ru
- Город «немух» Coda.ru
- Змиевская могила Coda.ru
- Тепловизор и коса: настоящая битва за урожай на Юге России Coda.ru
- Пули оттепели Coda.ru
- Токсический мститель Coda, Москва
Немчик родился
Читать материал - победительСтатья о «немчиках» началась с любопытства. Мы поехали с классом моей дочери на экскурсию в станицу Старочеркасскую. Я спросила экскурсовода, почему немцы не вывезли иконостас XVIII века, необыкновенный красоты. Экскурсовод не знал — поэтому обратилась к научному сотруднику музея. Оказалось, нацисты берегли иконостас потому, что в храме проходили свадьбы немецких солдат и местных казачек. У них рождались дети. Но первый раз у меня статью не взяли, это было довольно неприятно. Но потом я познакомилась с сайтом codaru.com, там есть раздел «Постпамять» про неприятные страницы нашей истории, и для них это оказалось идеальным попаданием.
Героев, конечно, искать было нелегко. Музейные работники, закаленные советской пропагандой, наотрез отказывались показать, где живет «немец» в Старочеркасской. Кто-то недавно совсем недавно умер. Родственники наотрез отказывались обсуждать эту тему, потому что и сами всю жизнь пытались ее забыть. Приходилось звонить по нескольку раз, все перепроверять, и, в конце концов, найти безымянную могилу за оградой кладбища, где похоронен «немчик» Сашка.
Чем больше мы ездили по хуторам, тем больше не покидало какое-то ощущение безнадеги. В хуторе Бирюковский мы заставили в живых Полину Юрьеву – жену «итальянчика», мальчика, рожденного от итальянского солдата. Бывший председатель колхоза говорит, что она ему «всю статистику портила», бельмо на красном знамени колхоза-победителя социалистического соревнования. Это вообще довольно характерная история — людей всю жизнь, много лет после войны, во время которой они родились, травили и унижали их собственные односельчане.
Живых «немчиков» не находили. В станице Мигулинской нас ждала удача. Пожилая учительница Вера Сапрыкина говорила быстро, слаженно, но как только речь доходила до ее отца – жесткий тормоз и резкий переход на другую тему. Вера отвела нас к соседу, дяде Николаю. Когда Вера убежала, он тут же рассказал в подробностях, кто настоящий отец Веры. Даже вспомнил, какую носил одежду немец.
Это, конечно, очень тяжелая история, но я рада, что мне выпала возможность ее рассказать — спасибо за это сайту Coda, главному редактору Алексею Ковалеву и его заместителю Семену Кваше. Без этого герои статьи просто бы пропали в безвестности вместе со своими страданиями, о которых им некому было рассказать.