RU
Что будем искать?
  • Михаил Маглов
    Михаил Маглов
  • Егор Сковорода
  • Алла Константинова*
    Алла Константинова*
  • Полина Глухова
    Полина Глухова
Михаил Маглов
Егор Сковорода
Алла Константинова*
Интервью

Неизвестные убийцы Немцова. Что следствие упустило, расследуя нападение на политика

Читать материал - победитель

Михаил Маглов

 

Когда я жил в России, мы с Борисом Немцовым вместе работали. И когда из-за уголовного дела мне пришлось уехать, мы всё равно продолжили совместную деятельность. А потом его убили, и в какой-то момент стало понятно, что официальное следствие недорабатывает. Спустя некоторое время мы получили доступ к делу, представленному в рамках первого и пока единственного суда, и начали изучать материалы. Этот процесс затянулся из-за большого объёма: там было порядка 100 томов, в каждом из которых около 200 страниц разрозненных материалов.

Работа заняла так много времени ещё и по «технически причинам». Дело в том, что технологические возможности, которые есть у журналистов-расследователей, всё время развиваются. То, что было сложно сделать всего два года назад, сегодня стало гораздо легче. Работая над материалом, иногда заходишь в тупик, и просто ждёшь, когда что-то произойдёт или когда появятся новые технологии, обеспечивающие дополнительную информацию.

Например, в официальном уголовном деле мы нашли единственную фотографию Руслана Геремеева, маленькую и в плохом качестве. По сути, мы не знали, как выглядит этот человек. А за месяц до публикации мы случайно наткнулись на польский сервис, занимающийся распознаванием лиц и поиском их по медиа.  И использую единственную фотографию из дела, этот сервис нашёл заметку в иерусалимском издании, освещающим футбол. Так мы узнали, что в 13 году Геремеев приезжал в Иерусалим, встречался с владельцем футбольного клуба и их вместе сняли на пути к вип-ложе. Главное, мы получили фотографии лучшего качества, по которым раскопали ещё больший массив.

При этом я не могу сказать, что хочу заниматься этим расследованием сам. Я хотел бы, чтобы это дело раскрыла следственная группа, и чтобы она нашла не только исполнителей, но и заказчиков. Однако этого не происходит, а раз так, то общество самостоятельно распутывает вся историю. И это проблема, потому что, ознакомившись с материалами уголовного дела, я понял, что российские следователи деградировали в профессиональном смысле слова. Они разучились расследовать, хотя у них есть огромный набор инструментов для этого. Но они зачастую даже не понимают, сколько упускают.

Конечно, в деле Немцова кое-где расставили явные «красные флажки», за которые следователям заходить запретили, вроде вручения повестки братьям Геремеевым. Но даже в рамах того, что им разрешили делать, они просто не смогли профессионально выполнить свою работу, например, выявить дополнительных фигурантов. То есть им, с одной стороны, многого не позволили, но с другой стороны, они и сами многого не смогли.