RU
Что будем искать?
  • Лилия Яппарова
    Лилия Яппарова
Лилия Яппарова
Интервью

«Нас превращали в затравленных животных»

Читать материал - победитель

Россия похитила и вывезла в крымские СИЗО сотни мирных украинцев. Почти на каждом этапе этого пути они подергались пыткам. Все это — вплоть до последней подробности из рассказанного мне пленными — абсолютно незаконно.

Даже украинцы, которых удерживали в симферопольских СИЗО около года (а потом «чудом» — ничего не объясняя — выпустили), до сих пор не знают, за что они оказались в тюрьме. Официальных обвинений большинству из них так и не предъявили. А некоторые — как, например, проведший в заключении почти три месяца дальнобойщик из Генического района — не услышали даже «устных» предъяв — как будто ни надзиратели, ни оперативники ФСБ сами толком не понимали, кого они охраняют.

Самым поразительным мне показалось, что система ФСИН воспринимает украинских гражданских заложников буквально как «вещи». Обычно, чтобы поместить в СИЗО подозреваемого, нужно произвести арест, соблюсти закон, получить хоть какой-то процессуальный документ. Но российская правоохранительная система ничем таким больше не заморачивается: к воротам изолятора просто приезжает конвой ФСБ — и передает надзирателям непонятно за что удерживаемого живого человека буквально «на хранение». И все, что остается от этого момента помещения в плен — это некий «акт приема-передачи», про который нам неоднократно говорили собеседники. И больше ничего — ни квитка.

Над историей я начала работать, когда к «Медузе» обратился представитель одного из гражданских заложников: этот юрист исчерпал все остальные возможности вытащить клиента из тюрьмы и полагался уже только на огласку. Поговорить с находящимся в заключении героем я не могла: встречи с ним не мог добиться даже его адвокат (в таких же условиях находится большинство удерживаемых в Симферополе украинцев). Но вскоре удалось отыскать людей, которые сидели вместе с этим человеком, но уже освободились — их рассказы и легли в основу текста.