- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- Мытищи-гейт Новая газета
- Жанна и гадюки Новая газета
- «Люди! Вы палитесь! Здесь коммунисты!» Новая газета
- Возвращение «карусели» Новая газета
- Все подходы записаны Новая газета
- Всем светит камера. Продолжение «Мытищи-гейт» Новая газета, Москва
Мытищи-гейт
Читать материал - победитель«»Ничего у тебя не получится». Пожалуй, эту фразу я слышала чаще других, когда занималась расследованием массовой фальсификации итогов голосования в подмосковных Мытищах. Люди говорили это и в самом начале, когда мы ещё даже не подозревали о масштабе махинаций, и тогда, когда стало очевидно, что протоколы были переписаны по меньшей мере на половине участков. Как ни странно, пророчили неудачу вовсе не циничные фальсификаторы, а те, кто, как и я, был искренне возмущен подлогом. Все эти люди, наблюдатели и члены избирательных комиссий, партийные активисты и просто избиратели, не верили, что можно что-то сделать.
«Может, ничего и не получится, – соглашалась я, – но я не Господь Бог, чтобы знать это наверняка, поэтому лично я сделаю то, что могу – соберу доказательства и напишу статью». Через два месяца я написала текст, и отнесла его в «Новую газету». Публикация вызвала резонанс, по приведенным в ней фактам правоохранительные органы начали доследственную проверку. Для изучения ситуации в Центризбиркоме по распоряжению Эллы Памфиловой создали рабочую группу, куда меня тоже включили. Тем не менее, от разных людей я регулярно слышу: «Ничего из этой истории не выйдет!».
Мне даже стало интересно, что именно должно не выйти? И после небольшого опроса поняла, что для большинства успешный исход подразумевает отмену результатов выборов, тюремный срок для организаторов и наказание всех причастных. То есть полное восстановление справедливости. Конечно, этого не произойдет. По закону, отменить выборы уже нельзя и, как показывает судебная статистика, рассчитывать на уголовное преследование фальсификаторов особенно не стоит. И всё же, кое-что уже произошло.
Например, уже после первого заседания рабочей группы в ЦИК Памфилова признала необходимость ряда изменений в действующие процедуры, в частности, введение единой формы протокола, выделение денег на подготовку членов комиссий и наблюдателей и т.п. На мой взгляд, распространенный у нас подход «либо всё, либо ничего» очень непродуктивный. Осознание, что выборы невозможно сделать честными в ночь с 24-го на 25-е – не повод ничего не делать. На прошлых выборах моя подруга в одиночку не дала переписать результаты голосования на своем участке. А если бы такие упёртые наблюдатели были на каждом участке? Мне кажется, если каждый из нас будет честно делать то, что может и должен, то и выборы наши изменятся к лучшему. В конце концов, мы сами и есть причина всего происходящего, как хорошего, так и не очень».