RU
Что будем искать?
  • Александрина Елагина
    Александрина Елагина
Александрина Елагина
Интервью

Непрерывный терроризм

Читать материал - победитель

В 2015 году журналист Александрина Елагина – уроженка Омска, жившая в Норильске и Санкт Петербруге, и работавшая в «Эксперте», «Русском репортере» и The New Times – поехала в командировку в Грозный – писать про молодежь, которая убегает воевать в ИГИЛ. «После этой поездки я поняла, что не писать и не приезжать туда я больше не смогу». Поразила атмосфера в восстановленном после войны городе, и больше всего люди, которые при встрече рассказывали, что во время войны было не так страшно как сейчас.

«Когда люди просят тебя, глядя в глаза: «расскажите там в Москве, пусть Путин услышит, потому что мы не можем, наш дом сожгут, нашу семью будут пытать и убьют…», я не знаю как можно отказать», – говорит Елагина. – Хотя, можно конечно. Репортер – тоже человек. Либо ты понимаешь, что вытянешь все это, либо нет. Вот я поняла, что могу. И я даже не об уровне опасности говорю, а о общении с людьми: я нигде не видела столько слез».

Текст «Непрерывный терроризм» дался Александрине Елагиной по ее словам «кровью в прямом смысле этого слова»: автобус, в котором она с коллегами и сотрудниками «Комитета по предотвращению пыток» ехала в Чечню, неизвестные боевики остановили на ингушско-чеченской границе и сожгли, а водителя и всех пассажиров жестоко избили. «Мне повезло: меня били только ногами» – скажет она впоследствии коллегам, описывая нападение.

Людей, с которыми Александрина ехала в автобусе разговаривать, как она выражается, «закадырили»: «кого-то продержали ночь в отделении полиции, кого-то поколотили, кому-то вырвали ногти на ногах, кому-то пришлось покинуть страну. Мне же пришлось кропотливо все восстанавливать – удаленные письма, записи, человеческое доверие. И снова убеждать людей, что об этом всем нужно говорить».

Пока текст готовился к публикации, одному из героев – Тумсо, бежавшему из Чечни, – отказали в убежище в Грузии. Но по данным Елагиной и он сам, и и его семья – дети, жена и мама – в безопасности. Его друзей заставили сказать, что он террорист и уехал в Сирию.

«Людям, которые говорят с журналистами, обычно уже нечего терять. Но они хотят, чтобы в республике перестали пытать и убивать невиновных, хотя сами в это уже не очень верят», – говорит Александрина. – А мне передали, чтобы в Чечне больше не появлялась, конечно же».