RU
Что будем искать?
Максим Литаврин
Давид Френкель
Егор Сковорода
Интервью

Минск избитый. Как силовики калечили протестующих — исследование «Медиазоны»

Читать материал - победитель

Максим Литаврин

С самого начала протестов Следственный Комитет Беларуси стал одним из «оппозиционеров среди силовиков». Далеко не все сотрудники этого ведомства, даже высокого ранга, остались довольны тем, как поступили с протестующими. Они действительно хотели расследовать уголовные дела, которые требовали возбудить пострадавшие на улицах – мы поняли это, общаясь с источниками.

И они прислали нам сначала маленькую таблицу на 100 случаев, касавшихся только применений спецсредств и ранений из-за этого. Мы начали с ней работать, придумали формат с интерактивными фигурками и с картой. А уже в процессе работы нам прислали большой массив данных, с таблицами по районным отделам СК. Мы поняли, что теперь работы предстоит в пять раз, и дружно за неё принялись. Проверили всё, что могли проверить: сверялись с больницами, сравнивали со случаями, уже описанными в СМИ. Всё сходилось, да и по самим документам было понятно, что это действительно информация от Следственного Комитета. Кроме того, после публикации несколько человек написали нам, что нашли себя по травмам в этом исследовании, поблагодарили и сказали, что информация достоверна.

Ещё до этого материала на «Медиазоне. Беларусь» вышло очень профессиональное расследование смерти одного из протестующих, сделанное с помощью записи с камер. Мы полагаем, что это повлияло на доверие к «Медиазоне» в целом. Поэтому, когда источники начали выбирать, кому отправить информацию, им посоветовали нас, как тех, кто сможет донести информацию качественно. Надеюсь, у нас получилось.

Мы  понимали, что происходит в Минске, и до этого материала. Про пытке в изоляторе на Окрестина, или про самые тяжёлые травмы от спецсредств, уже было известно. Но когда видишь общую картину, смотришь на это совершенно по-другому. Ещё когда работаешь с данными, чистишь таблицы и разбираешь их, отстраняешься достаточно сильно.  Но потом я посмотрел на уже готовый материал перед публикацией, покликал, и офигел от того, как много пострадало людей и какие тяжёлые травмы. Ни одна таблица и ни одна инфографика этого до конца не передаст, количество пострадавших поражает воображение.