RU
Что будем искать?
  • Игорь Пушкарев
    Игорь Пушкарев
Игорь Пушкарев
Интервью

«Куда их послали и почему? Как свиней отправили на убой». Интервью с супругой уральского бойца «ЧВК Вагнера», погибшего в Сирии

Читать материал - победитель

«Насколько мне объяснили премия «Редколлегия» досталась за интервью с теперь уже вдовой Станислава Матвеева — 38-летнего взрослого мужика из Асбеста, отца двоих детей, зарабатывавшего на жизнь то грузоперевозками, то ремонтами квартир. Такая обычная жизнь обычного человека. До Донбасса. Потом в его жизнь пришла война и без войны он уже не смог. Жизнь Матвеева оборвалась в ночь с 7 на 8 февраля 2018 года в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Туда он приехал как боец ЧВК Вагнера. Структуры, которой в России быть не должно, но она все-таки есть.

На самом деле это интервью лучшее подтверждение тому как много в жизни зависит от случайностей. Случайно при помощи зам. шеф-редактора Znak.com Дмитрия Колезева нашли хоть какие-то координаты родственников погибших в Сирии свердловчан. Случайно одна из них, Елена Матвеева, согласилась общаться с журналистами. Случайно через нее вышли на атамана станицы Свято-Никольской в Асбесте Олега Сурнина. И так же случайно Олег Сурнин тоже согласился говорить.

Уже через несколько часов это «окно возможностей» начало захлопываться. Прошло всего пару дней и мои собеседники в Асбесте, первоначально настаивавшие на том, что об истории погибших в Сирии свердловчан, должны узнать все в мире, также настойчиво начали требовать, чтобы я забыл их координаты и удалил телефоны из записной книжки. На мою электронную почту в буквальном смысле полились реки «гнусавчиков» — сообщений из серии: «автор, ты дебил», «балабол», «у тебя извилины только в том, что ты производишь на горшке», «на чью мельницу льете воду, провокаторы?». Выбрал самое приличное, без нецензурщины и прямых угроз. Это, с одной стороны.

С другой — огромное количество прочтений, перепечаток и репостов. Чисто статистически материал оказался супервостребованным у читателя. Наконец, не менее яркое продолжение. В том числе, рабочая поездка в хутор Молькино, что в Краснодарском крае, где находиться тренировочный лагерь ЧВК Вагнера. Попытка там, на месте, узнать как устроено то, чего согласно законодательству РФ быть в стране не должно. Но главное, совершенно гуманитарная идея — попытаться узнать, что с телами погибших. Лагерь нашел, но толком, конечно, ничего не сказали. Только один хуторянин поддержал меня. «Правильно, если никто из дома интересоваться не будет, то они (ЧВК — прим.авт.) так и будут молчать. Им же это выгодно — платить не надо»,— поддержал он мой посыл.

Зато спустя девять дней после той поездки в Свердловской области родственники хоронили первого из доставленных на родину погибших в Сирии бойцов Руслана Гаврилова. С его фамилии начинался мой список, с которым я пришел в лагерь ЧВК в Молькино. Вряд ли, конечно, именно мой поход сыграл какую-то роль в том, что мать получила тело сына. Но очень хочется верить, что чуть-чуть да сыграл. А еще в редакцию до сих пор идут запросы от совершенно незнакомых людей, чьи родственники уехали в составе ЧВК Вагнера в Сирию и пропали. Будто у Znak.com есть прямой телефон «Вагнера» — Дмитрия Уткина, чтобы можно было выяснить это в секунду. Впрочем, все равно будем стараться помочь. Чем можем. Как-то так.

Еще один вопрос, который приходиться теперь слышать чуть не ежедневно: «Зачем тебе это надо все?». (Есть вариант жестче: «Куда ты лезешь ***?»). Смотрите, существует такой документ — Конституция РФ. Кто-то о нем позабыл, кто-то поступает как с гулящей портовой девкой. Только штука эта была принята в 1993 году на референдуме (тоже забытое сейчас слово) народом, набравшимся смелости послать к чертовой матери советский тоталитаризм с его людоедской концепцией: «мы в кольце врагов, будь бдителен, враг может оказаться среди нас». Статья 29-я той самой Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Статья 42-я ниже: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В расширительном смысле экология — это об окружающей человека среде. Донбасс, Сирия, ЧВК — сейчас это наша окружающая среда. Кажется, что это далековато от Урала где я родился, вырос и живу до сих пор. Но вот раз, погибли люди из города Асбеста, где жили твои родственники много лет и где ты провел часть своего детства, и не так уж эта окружающая среда оказалась от тебя далека. Не замечать этого — это как прятать голову в песок. Говорят, так делают страусы. Проблема в том только, что большая часть тела, включая попу, все равно остается снаружи. Там может прилететь. И голова без остального тела — мертвая голова. Закон природы.

Чтобы не терять голов, люди должны знать о рисках в окружающей их среде, как их распознать и можно ли уберечься. Рассказать об этом журналисту, как кажется, вполне по силам. Читайте, думайте, предохраняйтесь.

P.S.: В конце концов, как говорил мастер Угвей: «Случайности не случайны». Для тех, кто пропустил или не в курсе это мудрая черепаха из мультика «Кунг-фу панда», выбравшая толстенную панду По Воином Дракона… Написано в трезвом уме и светлой памяти. Всем мир!»