RU
Что будем искать?
  • Алиса Кустикова
    Алиса Кустикова
  • Олеся Шмагун*
    Олеся Шмагун*
  • Ирина Долинина*
    Ирина Долинина*
  • Алеся Мароховская*
Алиса Кустикова
Олеся Шмагун*
Ирина Долинина*
Алеся Мароховская*
Интервью

Кошелек российской элиты. Как устроена офшорная империя «Тройки Диалог». Расследование OCCRP

Читать материал - победитель

Олеся Шмагун: Эта история построена на банковских данных, которые OCCRP и наш литовский партнер «15min.lt» получили из разных источников. Вместе это огромный массив в полтора миллиона банковских проводок. Обработать такой массив данных может только большая международная команда. К работе OCCRP привлек наших проверенных партнеров, журналистов, с которыми мы работаем над крупными международными проектами, В каждой стране у журналистов был свой фокус и своя история. Над российской историей работала наша команда из четырёх человек: я, Ирина Долинина, Алиса Кустикова, Алеся Мароховская.
Эта история про финансиста, который обслуживал интересы самых влиятельных россиян, и про финансовую империю, которую он построил. Эта система будто специально создана для того, чтобы отмывать деньги.
Но наша история кажется мне по-настоящему важной, потому что некоторые бенефициары этой системы — близкие люди и родственники высших российских чиновников. Пожилая теща губернатора, друг детства президента России получали миллионы долларов в ходе очень сомнительных сделок. А если сами высшие российские чиновники пользуются финансовые системами, которые созданы для отмывания денег и ухода от налогов, то кто будет таким системам противодействовать?
Офшорная вселенная, выстроенная инвестбанком «Тройка Диалог» состояла из сотни компаний. Журналисты разделили их между собой и смотрели по каждой, каков был входящий и исходящий поток денег. В итоге мы увидели, как в эту систему поступали деньги из «грязных» источников, связанных с преступлениями, совершёнными в России, и как они потом уходили в разных направлениях, в том числе — на счета российских чиновников, их родственников и друзей.
Для меня заниматься такими делами важно, потому что коррупция — это системная несправедливость.
Государство со всеми чиновниками и законами придумано для того, чтобы сбалансировать интересы миллионов людей, которые живут на одной территории. Понятно, что в самом благополучном государстве много несправедливости. Но мы оплачиваем труд чиновников и даем им власть для того, чтобы её минимизировать. А когда чиновники используют свою власть для того, чтобы воровать и скрывать следы своих преступлений, это по меньшей мере подло.
В последнее время получить комментарий для подобной статьи становится всё сложнее. Большинство экспертов соглашается говорить только «off the record». Найти человека, который готов будет высказаться под своим именем, очень трудно. Даже эксперты, которые точно занимаются этой темой, например, из «большой четвёрки» консалтинговых компаний (Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG), говорят, что не хотят в этом участвовать, потому что им будет неудобно перед клиентами.
Но при этом с нами согласился встретиться главный герой публикации, Рубен Варданян, что бывает очень редко. Мы говорили достаточно подробно, у него была понятная позиция, которую мы попытались максимально корректно донести. Варданян – человек, для многих, безусловно, симпатичный. Когда твой главный герой — не какой-нибудь «оборотень в погонах», а «дружелюбное лицо» российской финансовой системы, работать сложнее. Но мы не пишем про «хороших» или «плохих» людей, мы пишем про коррупцию.
Меня часто спрашивают, страшно ли мне работать. Не скрою, иногда «сосет по ложечкой». Но я успокаиваю себя тем, что нет никакого смысла бороться с конкретными журналистами — мы работаем в больших командах, информация, которая есть у российских журналистов OCCRP, есть у всех наших медиа-партнеров, поэтому она все равно будет опубликована. К тому же, в стране, где такой уровень коррупции, никто не может чувствовать себя в безопасности. И журналистам в этом смысле может и спокойнее, чем какому-нибудь «маленькому человеку». Мы по крайней мере защищены нашей публичностью.
Кстати, хочу воспользоваться случаем и обратиться к журналистам, которым не страшно. Мы хотим развивать сеть журналистов-расследователей в регионах. Классический принцип follow-the-money можно (и давно нужно) приложить не только к чиновникам в высших эшелонах власти, но и к мелким региональным царькам. Если вы живете не в столице и у вас есть хотя бы минимальный опыт работы в расследованиях, но вы бы хотели выйти на новый уровень, напишите мне на почту olesya@occrp.org с пометкой «регион, расследования».