RU
Что будем искать?
Интервью

Концлагерь на 10 миллионов уйгуров. Китай построил в провинции Синьцзян полицейское государство будущего. Мы там побывали

Читать материал - победитель

Марк Науменко:  Материал о Синьцзяне я написал в машине, практически на коленке. Мы с друзьями решили поехать из России в Азию — так далеко, как хватит сил, времени и солярки. Я неоднократно бывал раньше в большинстве стран на нашем маршруте. Я вообще много путешествую и люблю возвращаться в те места, где уже оказывался — и  этот текст я тоже пишу  с дороги, четвертый месяц находясь за рулем.

Долгое автомобильное путешествие связано с разными непредвиденными обстоятельствами, позволяющими встречать людей, чьи истории вряд ли услышишь иначе. Очень часто эти истории печальны.

Нарушения основных человеческих прав, массовые и не очень, встречаются практически всюду вдоль бесконечно длинной дороги. Исмаилиты в Горно-Бадахшанском автономном округе, узбеки в Кыргызстане, уйгуры и казахи в Синьцзяне, религиозные меньшинства в Пакистане, кашмирцы в Индии — перечисление это, кажется, может быть бесконечным, и всем им есть, что рассказать о притеснениях.

К сожалению, по моим наблюдениям политическая ситуация во многих странах на нашем пути значительно ухудшилась за 20 лет моего знакомства с этой областью.

Я не собирался писать об этом, не ехал за репортажами. Но увиденное и услышанное в Синьцзяне произвело на меня такое впечатление, что не попытаться рассказать о своем опыте стало невозможным. Я конечно не первый автор, обращающийся к этой проблеме. Однако отклик СМИ (особенно российских) в сравнении с масштабами происходящего с мусульманами Синьцзяна, кажется мне совершенно неадекватным, недостаточным. Сейчас официальный Пекин понемногу начинает признавать существование лагерей для мусульман и инакомыслящих — совершенно не претендуя на значимость моего небольшого вклада в это дело, я думаю, что эти изменения происходят в основном благодаря участившимся публикациям о положении дел в СУАР. Если часть русских читателей узнала об уйгурах немного больше благодаря моему тексту  — это большая удача.

Подозреваю, однако, что интерес к статье вызван не ситуацией с правами уйгуров — на самом деле отчаянной, — а тем, как выглядит описанный в ней мир, где государственное злоупотребление современными технологиями никак не контролируется гражданским обществом. Вероятно также, как и большинство читателей, я понимаю, что этот мир обязательно станет и нашим миром тоже — как только позволит бюджет.

Я благодарен “Редколлегии” за премию, но хотел бы сказать, что не вижу своей заслуги в появлении этого материала на свет. Всю информацию о лагерях, арестах, пытках, слежке, распознавании лиц и системе социальных кредитов любой может найти в интернете. Я только соотнес ее с собственными наблюдениями.

Таким образом, успех материала, — не моя заслуга, а в первую очередь заслуга людей, не побоявшихся, зачастую рискуя своей свободой, донести информацию до общественности. Я благодарен им и восхищен их смелостью. Я также хотел бы поблагодарить своих попутчиков, без чьей поддержки я вряд ли закончил бы начатое, и редактора “Медузы” Александра Горбачева, без упорства, настойчивости и редакторского таланта которого этот материал совершенно точно никогда не был бы написан.