RU
Что будем искать?
  • Анастасия Стогней
    Анастасия Стогней
  • Роман Баданин*
    Роман Баданин*
  • Ирина Малкова*
    Ирина Малкова*
Анастасия Стогней
Роман Баданин*
Интервью

«Коммерческие ребята»: как ФСБ крышует российские банки

Читать материал - победитель

Речь Анастасии Стогней

Тема, как теперь кажется, лежала на поверхности. После ареста главного героя нашего материала, полковника ФСБ Кирилла Черкалина, не проходило недели без новостей о нем – то всплывали новые подробности задержания, то кто-то давал показания. Было противоречивое ощущение: с одной стороны, сообщения о Черкалине и его миллиардах звучат из каждого утюга, с другой – в общую картинку они не складываются и на вопрос, откуда эти суммы взялись, не отвечают. У нас возникла идея в этом разобраться.

Довольно быстро мы в The Bell поняли, что коллеги из издания «Проект» занимаются тем же самым, и решили объединить усилия. Часть источников искала я, часть – «Проект». На главного героя вышел главред «Проекта» Роман Баданин, а превратить гору бессвязного текста в бодрую и точную историю смогла главред The Bell Ира Малкова. Найти одного из ключевых собеседников мне помог корреспондент The Guardian. Это было крутое ощущение: мы не конкурируем, а вместе пытаемся соорудить что-то важное, потому что в конечном итоге задача у нас одна. Звучит пафосно, но ведь правда.

Работа над текстом шла, как водится, мучительно. Поначалу спикеры явно не доверяли мне, а я – им. Но это объяснимо: тема не та, на которую охотно будешь говорить с первым встречным. Гораздо сложнее было принять, что в этой истории нет на сто процентов «хороших» и «плохих» героев. Есть люди (банкиры, мелкие сотрудники органов), которые совершали неоднозначные поступки. И есть система «крышевания», которая, с одной стороны, их к этим поступкам подталкивала и как будто не оставляла выбора. А с другой – только из-за них и была возможна.

Страшно было, хотя никто мне не угрожал. За день до публикации страшно стало настолько, что захотелось удалить текст и на всякий случай уехать на необитаемый остров. Спасибо более опытным коллегам, которые убедили меня, что это нормально и пройдет.

Реакции на публикацию были двух типов: «вау! так вот как это работает» и «эээ, ну да, так это и работает». Первая – от обычных читателей, вторая – от людей «в рынке». Сначала я жутко расстраивалась, мол, зачем было писать, если все и так все знали. А потом поняла: такая реакция – подтверждение, что мы все уловили верно. И раз для кого-то наша история все же стала открытием, значит, мы сделали свою работу как надо и не зря

 

Читайте награжденный материал на сайте The Bell

или на сайте Проекта