RU
Что будем искать?
  • Лилия Яппарова
    Лилия Яппарова
  • Денис Дмитриев
    Денис Дмитриев
  • Алексей Ковалёв
    Алексей Ковалёв
  • Михаил Маглов
    Михаил Маглов
Лилия Яппарова
Денис Дмитриев
Алексей Ковалёв
Михаил Маглов
Интервью

Если человек — президент, ему все можно

Читать материал - победитель

Лилия Яппарова

До сих пор не понимаю, как можно вырубить внутри скалы 16-этажный бункер с отдельной шахтой «для прислуги» — и не заметить, что ты уже максимально напоминаешь карикатурного кинозлодея.

Участники строительства объяснили нам, что на мысе Идокопас под присмотром генералов ФСО возведено что-то вроде холостяцкой берлоги, но причудливой. Один из создателей «аквадискотеки №2» вспомнил, как заказчик попросил «заставить струи фонтана танцевать под музыку из “Форта Боярд”». Этот звукорежиссер до сих пор, уже сдав проект, не может выгнать из головы картинку, как «Путин с Сечиным играют в “Форта Боярд” и бегают по резиденции под заставку из приключенческого телешоу». Я бы не удивилась.

Но все такие байки перестают смешить почти сразу, из-за какого-то совершенно безнравственного количества бюджетных денег, потраченных на стройку — и, главное, из-за бесчеловечного «инженерного решения». Трехмиллиардный подземный комплекс, главным предназначением которого является безопасный спуск к пляжу — уже дико. Но сколько сотен миллионов стоил отдельный «вход для прислуги», который, как рассказали нам его проектировщики, пришлось прорубать через всю скалу аж до Молокановой щели?

Когда вышел текст, в редакцию стали писать строители, намеренные заполнить оставленные нами пробелы. Прислали, например, скриншоты из Google Maps, где хорошо виден ангар для водной техники и возведенный там же, у пирса резиденции, тир (о нем подробно рассказала «Русская служба BBC»). Удивительно, как настолько масштабная стройка может производить впечатление такой бесхозности: медленно зеленеющие от геленджикского соленого ветра мраморные статуи, разрастающаяся из протекающей «аквадискотеки» плесень — и владелец, которого почти никогда нет дома.

 

Денис Дмитриев

 

Меня больше всего поразили две вещи: масштаб работ этого долгостроя, который не могут завершить полтора десятка лет — и то, что, несмотря на всю секретность вокруг этого дворца, никто не озаботился заранее тем, что о нем открыто пишут подрядчики на своих сайтах и работники в своих резюме.

Находили мы и курсанта Военно-технического университета Федеральной службы специального строительства РФ: летом 2010 года он написал во «ВКонтакте», что проходил практику в Прасковеевке «в резиденции президента». Это был первый и, как оказалось, не единственный человек, который открыто заявил о своей работе в «пансионате».

На часть людей мы вышли уже благодаря «аквадискотеке» — точнее, благодаря тяжбе возводивших тот объект компаний «Боронд» и «Аквастрой»: в материалах суда прямым текстом упоминался этот фонтан. А уже название «Боронд» и локация «Прасковеевка» позволили обнаружить резюме бывшего главного инженера компании, который указал в перечне реализованных им проектов «фонтанный комплекс и пять фонтанов Управления делами Президента РФ» в «с. Прасковеевка Краснодарского края». Потом оказалось, что довольно много людей, трудившихся на «объекте “Пансионат”» в Прасковеевке, сообщали об этом в своих резюме. Причем некоторые называли его правительственным санаторием или уточняли, что выполняли заказ ФСО.