- * - журналист в персональном качестве внесён Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- * - медиа целиком внесено Минюстом в список "СМИ, выполняющих функции иностранных агентов"
- ** - медиа отождествлено Минюстом с организацией, внесенной в список "организаций, нежелательных на территории РФ"
- Две тысячи триста «глаз» Байкала Люди Байкала
- «Один из милиции наступил ему на спину» Люди Байкала
- «Ущерб природе от сноса будет больше. Но об этом почему-то никто не думает» Люди Байкала
- Собачье дело Люди Байкала
- Дальше действовать будем мы Люди Байкала
- «Я поднимаю стражей, они теперь всё охраняют…» Люди Байкала
- «Доход министра в десять раз больше зарплаты рядового врача. Но самая главная ответственность на том, кто работает с пациентом» Люди Байкала
Две тысячи триста «глаз» Байкала
Читать материал - победительПро Байкальский телескоп я узнала на лекции про космос в Иркутском планетарии. Открывая один из слайдов, учёный попросил зрителей догадаться, где находится телескоп, о котором он сейчас будет рассказывать. Ответы были разными: кто-то выкрикнул название местности, кто-то сказал: «у Байкала» или «над ним», но никто не ответил правильно – телескоп находится прямо внутри Байкала.
Впечатлил не только факт присутствия такого явления совсем рядом, но и его созвучность с концепцией нашего журнала. Мы ведь пишем про людей Байкала. А кто эти люди, если не они – учёные, которые работают у Байкала, на льду, а иногда и под ним.
После лекции я разговорилась со спикером, и он порекомендовал связаться с астрофизиком Николаем Будневым, который ездит в экспедиции уже 40 лет. Вот мы и поехали.
Мы собирались ехать по льду, как все здесь делают зимой, и искали для этого автомобиль в аренду. Мои друзья, живущие рядом с Байкалом, сначала пошутили, что ехать на арендованной машине нельзя, лучше на своей – лёд уже тонкий и можно провалиться. Потом сказали на полном серьёзе, что единственный вариант добраться до места – арендовать хивус, катер на воздушной подушке. Мы так и сделали.
Когда мы с фотографом и видеографом добрались до лагеря, нас ждал новый сюрприз. Учёные нам сказали: «Завтра вы отсюда не уедете, погода нелётная. Ни один хивусник ехать не рискнёт». А у нас у всех мероприятия запланированы прямо на следующий день. Мы спрашиваем: «Как быть?». Они в ответ улыбаются: мол, вы, может, и послезавтра не уедете, и ещё днём позже. Погода на Байкале непредсказуемая.
Ещё, когда мы туда ехали, думали, что нас встретят две избушки и одинокий герой, смотрящий вдаль из окна. А на деле там целая экспедиция, настоящий «научный посёлок», где живут учёные из разных стран. Мы были под огромным впечатлением. И такое же сильное впечатление на нас произвёл сам герой – Буднев. Он очень харизматичный, с удовольствием рассказывал мне, как последнему гуманитарию, всё, что нужно, готов был объяснять не раз, при этом без всякой надменности.
Потом познакомились и с другими участниками экспедиции. Это люди, которые болеют своим делом. Они могут говорить о нём утром, днём, вечером и ночью, под водку или без водки, под сносящим всё на своём пути ветром – как угодно. Ещё интересно, что эти люди, практики, не мистики, верят во множество неожиданных вещей – например, если не побурханить, то могут возникнуть сложности, что-то сломается и не сработает. Или, как сказал наш герой, погода испортится.
Когда мы ехали назад, наше судно, которое должно двигаться параллельно берегу, носом смотрело на сам берег – такой силы были заносы от ветра. Хоть нам и говорили, что уехать мы не сможем, мы решили попробовать во что бы то ни стало. В итоге, ничего ужасного не случилось, но ветер нас хорошенько покрутил по Байкалу.
В тот момент, когда текст вышел, мне было страшно. Я не сильна в таких точных вещах, как астрофизика, поэтому сверяла с учёными все кусочки про телескоп. И всё равно ждала комментариев о том, что я всё переврала и кто я вообще такая. Но таких комментариев, к счастью, не было.
А потом коллеги сказали, что наш текст начали использовать гиды, которые возят туда туристов: они дают его прочитать своим гостям или просто пересказывают выдержки. А сами учёные никак не отреагировали.
Я недавно переписывалась с Будневым – мы сейчас готовим видео, и нам понадобилась от него кое-какая информация. Преодолевая стеснения, я заодно спросила, как ему материал. Он сказал, что текст отличный, но он потерял ссылку. Я отправила ссылку и успокоилась.